XIX век
К началу 40-х годов XIX века русские торговцы впервые достигли урочища Кош-Агач, где они построили амбары для хранения товаров и избушку, в которой останавливались, когда приезжали на несколько дней и открывали торговлю. Отсюда они позднее стали ездить по Чуйской степи и по окрестным стоянкам теленгитов, позднее — казахов.
В 50—60-е годы обозначилось место, куда стекались потоки торговцев из Монголии, Китая и России. Этим местом стала стоянка у реки Бурата, Буратинская ярмарка. В течение года сюда три раза приезжали люди для обменом товара. Русские обозначали своё присутствие белыми, а монголы синими цветами.
Ярмарка в начале июня, приуроченная появлению в этой местности монгольских солдат, стала называться «Черю кельди» (Войско пришло). Августовская ярмарка большей частью была для обмена товара в долг — «Калан». В конце года проходила третья ярмарка, «Шаланга», на которой томская юфтевая кожа томских заводов обменивалась на шкуры зверей.
По-прежнему торговля и ярмарки проходили у Красной горы и в урочище Кош-Агач.
От тропы — к колёсному пути

В то время, когда первые купцы проникали в Горный Алтай, а затем — в Монголию и Китай, Чуйский торговый путь был горной тропой. Местами он был очень труден, особенно осенью, начале зимы и ранней весной, когда тропа обледеневала и становилась слишком скользкой. Нередкими были случаи, когда во время перевозки грузов вьюченные лошади срывались в ущелье. Постепенно горная тропа улучшается, превращается в колесную дорогу. Сначала был сделан участок от Бийска до с. Алтайска, а в 60-е годы XIX века—от Алтайска до Шебалино. На дорожные работы привлекались крестьяне близлежащих сел.
➤ Первые заметные мероприятия по благоустройству Чуйской торговой тропы произведены в 1870 году воинскими частями, проходившими на Кош-Агач для охраны местных жителей от набегов джунгар.

➤ В 1877 году была изменена дорога от Онгудая к Шебалино.

➤ В 1879-1880 году обустроен колесный путь от Онгудая до заимки купца Хабарова (Хабаровки), в 1896 года тропа частично улучшена купцом Мининым.

Определенную помощь оказывали и купцы, которые были заинтересованы в приличной колесной дороге. В 1885 году, например, они участвовали в обустройстве Камаринского перевала между Чергой и Шебалино.

Развитие капиталистических отношений в России, растущий товарооборот с Монголией и Китаем, усиливающаяся эксплуатация местного населения и увеличивающийся приток переселенцев требовали проведения колесной дороги.
В 1901 году ежегодный торговый оборот только с Китаем составил 1.724.580 рублей. А немногим более 5 лет тому назад годовой торговый оборот в Чуйском направлении не превышал 300 тыс. рублей.

Еще в 1869 году генерал-губернатор Западной Сибири Казанков представил министру финансов докладную записку, в которой предлагал превратить вьючную тропу в колёсную дорогу.

Следствием записки было проведение первого поверхностного обследования и определения предварительной стоимости работ техниками Д. Яцевичем и В. Замятиным — 100 тыс. рублей.

Чуйский колесный путь проходил в то время в направлении Бийск — Верх-Катунск —Белокуриха — Алтайск — Черга —Шебалино—Онгудай — Иня— Кош-Агач. Местами он был настолько узок, что двум телегам было не разъехаться.
Виду того, что не было специальных служб для ремонта и контроля за содержанием тракта, а также были неудачно выбраны места его проведения, дорога быстро обветшала.


XX век
С переходом Чуйской дороги в ведении Министерства путей сообщения встаёт вопрос об определении короткого и выгодного направления. Для этой цели в Горный Алтай посылается новая экспедиция.
Этой экспедицией 1913-1914 года руководил Шишков Вячеслав Яковлевич, будущий советский писатель, автор известных романов «Угрюм-река», «Емельян Пугачев», повестей и рассказов.
По мнению В.Я. Шишкова надо было соединить два исследуемых направления прокладкой пути от Усть-Семы, имеющую колёсную дорогу, к Черге. Этот вариант сокращал расходы на скальные работы. Но путь был чуть длиннее.
Результатом алтайской экспедиции В.Я. Шишкова, прерванной вследствие военных событий, было то, что по его проектам Чуйский тракт подвергся в советское время переоборудованию, а живой материал, собранный писателем в этой экспедиции, лег в основу ряда его рассказов и очерков, привлекших внимание широкого читателя («Чуйские были»).

От колесного пути—к тракту
Еще в 1906 году Губернское Управление считало невозможным причисление Чуйского колесного пути к категории местных дорог, содержащихся за счет земской повинности, и ходатайствовало об отнесении его к дорогам общегосударственным.
Этот вопрос не решался и не мог быть решен в годы революции, гражданской войны и борьбы с бандитизмом.

«В продолжение пяти лет Чуйский тракт захлестывали волны бандитизма, грабя и уничтожая мирное население, разрушая крестьянское хозяйство, сметая с лица земли целые поселки и урочища. Чибит, Курай, ряд других поселков от Онгудая до Кош-Агача на протяжении 250 верст представляет полную картину произведенного белобандитами разрушения. Безлюдье полное».

В 1922 году перед советской властью стояла исключительно сложная, но огромной важности задача: ликвидировать хозяйственную, политическую и культурную отсталость алтайского народа, вовлечь его в социалистическое строительство. Требовалось большое напряжение сил для активизации деятельности советских, профсоюзных, партийных, комсомольских и других общественных организаций, для мобилизации их на восстановление народного хозяйства.
Образованный в начале 1922 года Бийский отдел государственных сооружений составил план строительно-ремонтных работ на 1922 год, по которому предполагалась постройка трех паромов через реку Катунь, однако из-за отсутствия средств эти работы были не выполнены.
Намеченное тогда строительство тракта Бийск — Улала совместным решением административной и плановой комиссий Алтайского ЭКОСО было признано межгубернским.
Однако докладные записки областного дорожного отдела рисовали совсем не благоприятную картину:

«...Современное состояние Чуйского тракта является крайне неудовлетворительным...

На путь до Кош-Агача и обратно автомашины затрачивали от 15 до 20 дней.

В 1922 году начались работы по восстановлению на Чуйского тракта, которые были продолжены и в 1923 году. В летнее время на средства, отпущенные Народным Комиссариатом Путей Сообщения, через Катунь оборудованы три парома. Каждый их них мог перевозить двенадцать подвод одновременно.
Характерным для этого периода восстановительных работ является их небольшой объем и то, что они проводились в основном в начале тракта, до 110-го километра.
Чуйский тракт был объектом постоянного внимания советской власти, которая понимала, что без хороших дорог, связывающих все районы области, невозможно вырваться из вековой экономической отсталости. Вот почему перед правительством неоднократно ставились вопросы об оказании помощи в восстановлении Чуйского тракта, о его ремонте и содержании за счет государственных средств.

➤ В 1923—1924 гг. приняты меры, связанные с регулированием движения на тракте, установлением легковой и почтовой гоньбы, организацией ямских станций для перевозки пассажиров, работников госучреждений и почты.

1923 год явился началом торговли СССР с Монголией. Летом по тракту впервые прошли советские караваны с товаром для Монголии.

➤ На Чике-Тамане проводятся масштабные работы, благодаря которым в 1925 году автомобили госторга и АО «Шерсть» совершили семь рейсов до Кош-Агача и обратно.

С целью уточнения трассы Чуйского тракта, отыскания лучшего его варианта на отдельных участках, а также для определения материальных затрат, в 1926 году были произведены дополнительные изыскания с учетом предложений, выдвинутых в свое время экспедицией В. Я. Шишкова.
1 октября 1926 года краевым управлением местного транспорта для непосредственной организации строительных работ на правобережном направлении под руководством И. Е. Безответова создаётся Второй самостоятельный участок шоссейных и грунтовых дорог.

В 1930 году вполне разработанным можно было считать только Чике-Таман и Белый Бом. Тогда «АМО» по Чуйскому тракту могли ходить еще не больше 10-15 километров в час и ни одного рейса не делали без поломок.
Второй дорожный участок был разбит на четыре района строительства: Бийск — Майма; Майма — Чемал; Чемал—Эдиган—Каянча—Кор-Кечу; Кор-Кечу— Кош-Агач.
К 1933 году их количество достигло семи.

Основной этап строительства
До 1932 года строительство Чуйского тракта проходило неудовлетворительно, ввиду того что областной бюджет не мог обеспечить гигантское строительство тракта. В начале 1931 года, в результате ходатайства обкома и облисполкома перед правительством РСФСР, ранее приостановленные строительно-дорожные работы на правобережном направлении были возобновлены.
Следует отметить, что правительство в двадцатые и тридцатые годы в силу недостаточности материальных и денежных средств придавали исключительное значение участию трудящихся в строительстве и ремонте дорог, ориентировали все местные партийные и советские органы на широкое развертывание разъяснительной и пропагандистской работы среди населения.
Были открыты курсы подготовки работников по организации трудового участия населения, а при облдоротделе создан сектор из трех человек для руководства дорожным строительством за счет трудоучастия населения.
Трудовое участие населения проходило под призывами: «Война бездорожью», «В помощь сельскому хозяйству создадим мощное дорожное строительство», «Автомобиль и шоссе укрепляют смычку города с деревней», «Автомобиль и шоссе ускоряют социалистическую перестройку деревни».
Одним из основных итогов 1933 года объявляется то, что сделан определенный перелом в отношениях самого трудящегося населения к дорожному строительству, благодаря массовому трудовому подъёму колхозников и трудящихся единоличников, трудовое участие населения выполнено на 100 процентов.

Сентябрь — октябрь 1934 года. Решающие месяцы в окончании строительства Чуйского тракта.

Чуйский тракт на всем своем протяжении Бийск — Майма — Усть-Сема— Черга —Онгудай—Иня — Кош-Агач— Ташанта был сдан в эксплуатацию 1 января 1935 года.
Вместо непроезжей грунтовой естественной дороги построено гравийно-щебеночное шоссе. Путь от Бийска до Кош-Агача раньше покрывался в течение месяца, на автомашине стали проезжать в два с половиной дня.

От сдачи до наших дней
В июне 1935 года по линии всего Чуйского тракта вводится система общественных автоинспекторов, в задачи которых входит борьба с нарушениями правил езды, незаконным провозом пассажиров и груза.
В июне 1937 года учитывая рост напряженности движения по Чуйскому тракту, преобладание механического транспорта и общее важное административно-политическое, хозяйственное и культурное значение этой дороги, головной участок Чуйского тракта (г. Бийск) нуждается в техническом повышении его до уровня «черного шоссе», путем поверхностной обработки проезжей части каменноугольными дегтями (в первую очередь участка Бийск—Катунское).
В 1937–1938 гг. проводится расширение дорожного полотна на сложном участке тракта — Чике-Тамане, на участке Айгулак, и с 420 по 450 километр.

С 1938 года капитально начинает реконструироваться тракт. Возрастание объёма грузоперевозок потребовало целый ряд серьёзных изменений. Некоторые участки выпрямляются, расширяются, производится гидроизоляция тракта, ремонт или замена аварийных мостов а также много других, не менее важных работ.

Работы проводились как до, так и во время войны. Примером может служить расширение и видоизменение таких участков тракта как бомы Ак-Тарлаган и Белый.

Развитие сельского хозяйства и промышленности Горного Алтая в послевоенное время и, как следствие этого, увеличение количества перевозимых грузов по тракту, выдвигают новые, повышенные требования к качеству дорожного полотна, соответствия его высшему техническому классу.

В течение 1956-57 годов на участке тракта Усть-Сема – Шебалино проводится капитальный ремонт.

А в 1959 году новый, современный железобетонный мост через Катунь в Усть-Семе заменяет отработавший свой срок деревянный.

С 1962 года в одно были объединены управление дороги Чуйского тракта и Новосибирск–Барнаул–Бийск.

А в 1964 году вступили в действие новые железобетонные мосты через реки Бию и Ишу.

➤ В 1970 году на реке Иня строится новый — железобетонный, а в Кош-Агаче установлен металлический мост через Чую.

➤ В 1984 году прокладывается новое направление дороги через сложный Чике-Таманский перевал.

➤ Даже в 90-х годах работы на Чуйском тракте велись каждый год. В зависимости от финансирования происходили те или иные изменения.

В 2011 году на территории Горного Алтая на трассе Р-256 началась капитальная реконструкция. Вначале полностью перестроен участок тракта от Аэропорта до новой зоны отдыха «Алтайская долина». Тракт становится четырёхполосным, с развязками, современными пешеходными переходами.

В июле 2019 года на Чуйском тракте в Майминском районе Республики Алтай в рамках Комплексного плана модернизации и расширения магистральной инфраструктуры до 2024 года была открыта первая двухуровневая развязка с выездом из Горно-Алтайска в сторону аэропорта. Новая трасса пролегает параллельно улице Энергетиков, проходит вдоль участка перспективной застройки «Катунский промузел» и выходит на Чуйский тракт возле села Карлушка, присоединяясь к уже введенному в эксплуатацию шестому пусковому комплексу.

Достопримечательности
Храм на острове Патмос
Недалеко от села Чемал, на катунском острове под названием Патмос воссоздана деревянная копия старинного храма Иоанна Богослова. Патмос - святое место, о котором гласят легенды и предания. Самая известная легенда гласит, что евангелисту Иоанну в видении свыше привиделись два парящих над водой храма. Один храм - в Средиземном море, а второй - на противоположном конце земли.Посетители храма могут увидеть абрис Божьей Матери с ребенком на руках и нимбом над головой. Это видение открывается при взгляде на небольшую скалу, возвышающуюся на острове Патмос. По местным поверьям чудесная скала - также указание Божье на святое место на алтайской земле.
Это место чрезвычайно популярно у туристов и отдыхающих. К острову ведет подвешенный на тросах узкий мостик, под которым шумит Катунь. Ощущения от такого перехода просто непередаваемы.

Как проехать

После того, как вы въезжаете в с. Чемал, проехав 4 км по главной улице Пчёлкина, сворачиваете по асфальтовой дороге вправо и поднимаетесь в гору. Чуть больше 1 км вы двигаетесь по ней прямо по горе Бешпек, а потом дорога сворачивает направо. Ещё около 600 м и вы приедете на площадку для стоянки автомашин. Оставив машину на площадке, вы спускаетесь около 450 м по тропинке прямо к мосту на остров Патмос.

Гейзеровое озеро
Не смотря на название, гейзеров на дне озера нет. Вода всегда прозрачная, спокойная, не замерзает зимой.
Озеро подпитывают один большой подземный родник и три поменьше. Поверхность дна — смесь голубой глины и песка, которая при увеличении притока воды из родников поднимается и оседает на дне, образуя причудливые узоры, похожие на те, что оставляют гейзеры на поверхности земли.
Ни возраст, ни происхождение озера, учёными пока не установлены. Туристами водоём был открыт относительно недавно, поэтому есть версия, что озеро образовалось в результате Чуйского землетрясения 2003 года.
Как проехать
Озеро находится в 1 километре от трассы М-52 Чуйский Тракт в Улаганском районе Республики Алтай и в 6 километрах от посёлка Акташ у подножья Северо-Чуйского Хребта. В 2017 году озеро было арендовано предпринимателями и появилась оборудованная пешеходная тропа через болото и лес.
Гора Чертов палец
Гора Чертов палец — одна из самых зрелищных и часто посещаемых туристами природных достопримечательностей Алтая. Популярность этого природного объекта объясняется не только тем, что с вершины открывается изумительная по красоте панорама Катуни и Алтайских гор, но и легкодоступным расположением. Добраться до Чертова пальца очень просто и это под силу даже неподготовленному путешественнику.
Чертов палец — это гора со скальным выступом, напоминающим торчащий из земли палец. Сходство еще более усиливает «коготок», возвышающийся над вершиной скалы. Благодаря этому сходству гора и получила свое название. Острый «коготь» дал ей второе имя — Чертов коготь.
К алтайскому Чертовому пальцу можно подняться даже на автомобиле. Правда, въезд сейчас платный. Также к вершине можно подъехать на квадроцикле или верхом на лошади. Подъем на Чертов палец с осмотром занимает около 2 часов. Спуститься вниз получится чуть быстрее.
Как проехать
Скала Чертов палец находится в 3 км села Катунь и озера Ая. Это довольно популярное место отдыха с большим количеством различных мест размещения. Если вы остановились на одной из турбаз или отелей, то до скалы можно дойти пешком. До села Катунь можно доехать на автомобиле или автобусе.
Всероссийский мемориальный музей-заповедник
В.М. Шукшина
Музей Шукшина , основанный в 1978 г., он представляет собой мемориальный музей-заповедник, знакомящий с жизнью и творчеством одного из самых ярких и самобытных писателей, кинорежиссеров и актеров XX века.Посетители могут увидеть дом, где проходило детство Шукшина, пройтись сельскими улочками, по которым он бегал еще мальчишкой, взобраться на гору Пикет, с которой открываются столь любимый им вид на долину реки Катунь, ставший финальным аккордом легендарного фильма «Печки-Лавочки» и воспетый им в многочисленных литературных произведениях. Сегодня на этом месте, где когда-то Василий Шукшин любовался открывающейся с высоты картиной, стоит его памятник.
Как проехать
Мемориальный музей Шукшина находится в 35 км от Бийска, на 384 км исторического Чуйского тракта — это участок федеральной трассы М52 «Новосибирск — госграница» от города Бийска до границы с Монголией.
Алтайский государственный заповедник
Алтайский государственный природный заповедник — уникальнейшая особо охраняемая природная территория России, объект всемирного природного наследия ЮНЕСКО, включает часть акватории Телецкого озера — жемчужины Горного Алтая, «маленького Байкала» Западной Сибири. Занимает одно из первых мест среди Российских заповедников по биологическому разнообразию.
Сложный рельеф с высотами до 3500 м, разнообразные климатические и естественно-исторические условия создают значительную пестроту растительного покрова Алтайского заповедника. Из известных на территории заповедника 1500 видов сосудистых растений встречаются реликты и эндемики. Значительная площадь Алтайского заповедника расположена на стыке горных систем Алтая, Саян, Тувы, сложность естественно-исторического развития и биогеографических границ, разнообразие природных условий определяют исключительное богатство животного мира заповедника.
Как проехать
Из Горно-Алтайска в заповедник нужно ехать 160 км до поселка Артыбаш у северного берега Телецкого озера: по дороге 84К-15 до реки Бии, затем по 84К-11.
Интересные факты
1
Общая протяженность тракта - 962,6 км.
Из них 77 км приходится на Алтайский край.
2
Чуйский тракт – российский «№1» в ТОП-10 самых красивых автодорог мира.
Согласно рейтингу портала «National Geographic Россия».
3
CHUYA HIGHWAY
Так звучит название песни известного певца Гарика Сукачёва, посвященной Чуйскому тракту.
Контактная информация
Общенациональная ассоциация Автомототуризма и караванинга
125212 г. Москва, Кронштадтский бульвар, д.7

Почта : director@autogild.ru

Телефон : 8 (499) 426-24-76

Сайт: http://automototravel.com